16.10.2012. — отрывок из интервью со следователем Саматом Сырлыбаевым о видео признании [Владислав Челах рассказывает сокамерникам о ЧП на Арканкергене]

16.10.2012. — Taтьяна Рей [мама Дениса Рея] о приглашении посетить СИЗО

Я общалась только с одной мамой из Шу, и она уже уверенно говорит, что пусть Влад даже не убивал, но он к этому причастен. То есть их так настроили, что Челах виновен. Я у нее спрашиваю, что, прям так? Она говорит, да, на видео он так сидит на стуле – нога на ногу, и через каждые пять минут у него матерки, и так он рассказывает всем сокамерникам, как он и кого убивал. Ну а родители потом позвонили деду Челаха, который заявил, что их обманули и подсунули двойника.Только я не могу понять, для чего была нужна подготовка. Я же сказала прокурору нашему, что не хочу туда ехать, потому что мне хватило поездки в Астану на оглашение результатов их экспертизы. Назад ехала – всю дорогу ревела, потом снова заболела, слегла.

15.10.2012. — мнение Аскара Саринова [папа Камбара Аганаса] о видео признании

Я вот на камере посмотрел, когда с сокамерником, когда сидел и рассказывал. У меня сомнений нет, что он убийца.

—————————————————————

16.102012.

Последние подробности сегодня из уст следователя Сырлыбаева, матери одного из пропавших без вести солдат Татьяны Рей

[интервью полностью]

Самат, скажите, а насколько это законно – демонстрировать родственникам погибших доказательства против обвиняемого до суда?

– Это в рамках действующего закона. В УПК есть 274 статья. По окончании предварительного расследования мы знакомим как представителей потерпевших, так и обвиняемого. 

Последний вопрос: говорят, что родителям показали некое видеопризнание, после которого они были шокированы и изменили свое отношение к Челаху. Можем ли мы получить этот фрагмент, чтобы обнародовать его, ведь прецеденты, так сказать, утечки уже были? Кстати, на этом настаивают общественные защитники рядового.   

– Это все является материалами уголовного дела, и мы со всеми материалами знакомим как Челаха, так и их. Они, то есть потерпевшая сторона, со всеми документами имеют право ознакомиться. А видео будет приобщено к материалам уголовного дела, и все это будет исследоваться в суде.

То есть ранее никак?

– Никак. Другим участникам процесса да. А лицам, которые не являются участниками уголовного процесса, я не имею права показывать, какие бы то ни было материалы.

Выше речь идет о третьем по счету скандальном видеопризнании. Очевидно, что получено оно было незаконно, равно как и обнародованы первые два на телеканале КТК. Тогда информаторы не особенно заботились о «сохранности» материалов для внутреннего пользования. Почему сегодня очередную серию «Челах-Рэмбо» в застенках СИЗО решили демонстрировать только родственникам погибших солдат, которых, стоит напомнить, опознали только 12. Еще двоих ни казахстанским, ни германским специалистам идентифицировать не удалось. Это Мейрхан Именов и Денис Рей. Матери последнего – Татьяне мы позвонили, чтобы узнать, приглашали ли ее в следственный «кинозал»?

Татьяна Рей, мать Дениса Рея (числится пропавшим без вести):

tatyana_rei

– Началось с того, что прокурор наш ко мне приехал с представителем КНБ, они привезли приглашение в Талдыкорган. Я написала отказ. Однако если в течение 5 дней я не могу выехать, то могу вместо себя прислать сына или дочь. Мы отказались. Если им надо, пусть везут сюда свои тома уголовного дела. Больше мне никто не звонит.

Я общалась только с одной мамой из Шу, и она уже уверенно говорит, что пусть Влад даже не убивал, но он к этому причастен. То есть их так настроили, что Челах виновен. Я у нее спрашиваю, что, прям так? Она говорит, да, на видео он так сидит на стуле нога на ногу, и через каждые пять минут у него матерки, и так он рассказывает всем сокамерникам, как он и кого убивал. Ну а родители потом позвонили деду Челаха, который заявил, что их обманули и подсунули двойника.

Только я не могу понять, для чего была нужна подготовка. Я же сказала прокурору нашему, что не хочу туда ехать, потому что мне хватило поездки в Астану на оглашение результатов их экспертизы. Назад ехала – всю дорогу ревела, потом снова заболела, слегла.

Однако вчера я была у нашего прокурора, следователь Сырлыбаев прислал ему все документы. Там даже есть экспертиза германская и переведенная русская. Я когда увидела среди большого количества бумаг, которые листал прокурор, увидела эти косточки… Он говорит, пусть они у меня останутся, я подготовлю иск. Я потом вышла с дырявой головой и думаю, а для чего он будет иск готовить в суд. Я еще посмотрю… как говорят общественные защитники, наверное, иск будет против Челаха. Но я подавать не буду. Нет, конечно. 

Меж тем, по некоторым данным, родителей погибших солдат представители следственно-оперативной группы всеми правдами и неправдами склоняют на свою, так сказать, сторону. Им оплачивают проезд, проживание и питание, организуют сеансы видеопросмотров, знакомят с «мельчайшими деталями», подробно отвечают на возникающие вопросы, о чем, собственно, рассказал сегодня Самат Сырлыбаев, он же помощник военного прокурора.

Сергей Тонких

guljan.org

——————————————————————

15.10.2012.

   Аскар Саринов фото

В это же время в Талдыкорган приехали и родные нескольких погибших пограничников. Они ознакомились с некоторыми материалами дела и, по их словам, пришли от этого в ужас. Отец погибшего Камбара Аганаса сегодня прокомментировал показанную ему запись разговора Челаха с сокамерниками.

Аскар Саринов, отец Камбара Аганаса:

— Я вот на камере посмотрел, когда с сокамерником, когда сидел и рассказывал. У меня сомнений нет, что он убийца. В этом рассказе он точно все рассказывает, как убивал. Даже хуже. Он издевается даже, когда сокамерникам говорит, как каждого убивал, точно так же рассказывает, смеется даже. Каждый, кто кричал, как орал, кровь как лилась, все там рассказывает. Мне аж плохо стало.

ktk.kz

