plane an 72 shymkent zakonkz  фото и текст

25 декабря – ровно год со дня авиакатастрофы в Южно-Казахстанской области. Военно-транспортный самолет Ан-72, следовавший по маршруту Астана – Шымкент, разбился близ областного центра. На борту самолета находились 27 человек – 7 членов экипажа и 20 военнослужащих, среди которых директор погранслужбы КНБ РК, полковник Турганбек Стамбеков, его супруга и другие военнослужащие. Как известно, экипаж и пассажиры самолета погибли, передает КазТАГ.

Однако есть и другие подробности расследования причин катастрофы, которые ускользнули от внимания широкой общественности. На протяжении всего года в СМИ публиковались лишь частички мозаики и разрозненные сведения о масштабах расследования трагедии. В этом материале корреспондент агентства КазТАГ на основе двух приговоров специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам города Алматы, оказавшихся в его распоряжении, а также ранее опубликованной информации, попытался воссоединить из кусочков мозаики целостную картину одной из причин авиакатастрофы – мздоимство. Многие из приведенных ниже фактов публикуются впервые.


Приговором специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам г.Алматы от 24 июля 2013 года бывший сотрудник 4 управления главного штаба пограничной службы КНБ РК Кайрат Жалбагаев осужден по ст. 363 (укрывательство преступления) Уголовного кодекса РК на 2 года условно.

На первый взгляд, К.Жалгабаев отделался легким наказанием, а на самом деле мужчина стал ключевым фигурантом расследования КНБ.

Предполагается, что именно с полковника К.Жалгабаева и раскрутились жернова правосудия. После катастрофы Ан-72 5 января 2013 года он с явкой повинной пришел в управление военной контрразведки КНБ РК, принеся с собой $40 тыс. К.Жалгабаев пояснил, что участвовал в получении «отката» от услуг по ремонту и обслуживанию авиационной техники, а «грязные деньги» решил вернуть в доход государства.

В суде К.Жалбагаев объяснил причину столь странного, на взгляд непосвященных, поступка: его мучила совесть. Дело в том, что 25 декабря 2012 года во время авиакатастрофы погибли помощник капитана Ан-72 Аслан Лукпанов и старший бортмеханик Ринат Мысаев, причем оба являлись его родственниками по материнской линии. В своем время К.Жалгабаев даже помогал им трудоустроиться в погранслужбу.

Всего осуждены 5 человек. Среди них полковник 4 управления главного штаба войсковой части 2456 Станислав Шереметьев. 47-летний мужчина признан виновным по ст. 311 ч.5 (получение взятки) Уголовного кодекса РК и получил 11 лет в исправительной колонии строгого режима. Его подельнику, бывшему начальнику 4 управления главного штаба войсковой части 2456 Фархаду Рахимжанову, назначено аналогичное наказание. Директор департамента №2 государственной компании «Укрспецэкспорт» 43-летний Александр Школяренко за дачу взятки осужден на 6 лет лишения свободы. А его 42-летний заместитель Александр Хрулев осужден на такой же срок.

Согласно материалам дела, 15 сентября 2010 года между центральным аппаратом ПС КНБ в лице первого заместителя директора — начальника главного штаба ПС КНБ Талгата Есетова и внешнеторговой фирмой «ТАСКО-экспорт» (нынешний «Укрспецэкспорт») заключен договор по обслуживанию и комплектации самолета Ан-72 на общую сумму $518 тыс. Позже дополнительным соглашением сумма была увеличена на $325 тыс.

После официальных переговоров С.Шереметьев с 43-летним полковником Ф.Рахимжановым сообщили А.Хрулеву и А.Школяренко, что «для плодотворного сотрудничества и успешного перезаключения договора необходимо передать им, в том числе и для вышестоящего руководства ПС КНБ, взятку в размере 15% от суммы договора». В части размера взятки была достигнута договоренность о передаче 15% денежных средств от суммы договора за минусом 3-4% за перевод денег в Республику Казахстан и их обналичивание. При этом передача взятки будет осуществляться по мере поступления платежей от заказчика ПС КНБ.

Если касаться хронологии передачи сумм мзды от договоров «по восстановлению исправности и ресурса самолета Ан-72П», то размах взяточничества и места передачи достойны фильма о красивой жизни госслужащих.

Итак, 29 августа 2011 года в Астану прилетел А.Школяренко, он остановился в гостинице Rixos и через посредника передал С.Шереметьеву $110 тыс.

17 ноября 2011 года между ПС КНБ РК в лице первого заместителя директора — начальника ГШ ПС КНБ РК Т.Стамбекова и «Укрспецэкспорт» заключен контракт на услуги по восстановлению исправности и ресурса самолета Ан-72П (тот самый самолет) на общую сумму $3 млн 115 тыс.

30 марта 2012 года С.Шереметьев получил через посредника от сотрудников «Укрспецэкспорта» $134 800.

22 сентября 2012 года С.Шереметьев получил от А.Хрулева $147 900.

Как указывается в приговоре, «очередной частью взятки за содействие при заключении контракта С.Шереметьев и Ф.Рахимжанов распорядились по собственному усмотрению».

16 ноября 2012 года в холле гостиницы Ramada Plaza Astana С.Шереметьев лично получил от А.Школяренко $50 тыс., а на следующий день еще $30 тыс. 25 декабря 2012 года С.Шереметьев в Ramada Plaza Astana получил от А.Школяренко $35 тыс.

«Таким образом, С.Шереметьев и Ф.Рахимжанов по двум договорам получили от А.Школяренко и А.Хрулева в общей сумме $507 700», — говорится в приговоре.

В суде Ф.Рахимжанов пояснил, что в 2010 году после заключения контракта его вызвал начальник главного штаба генерал Т.Есетов. Он сказал, чтобы Ф.Рахимжанов взял на контроль данный контракт.

«В марте 2012 года Шереметьев вместе с Жалбагаевым выехали в Киев, по приезду Шереметьев доложил ему что, украинская сторона готова выполнить все условия, предусмотренные контрактом. Он доложил об этом генералу Есетову, который сказал, что из этих 12% надо отдавать 6% ему, а остальные 6% останутся в управлении», — сообщил суду Ф.Рахимжанов.

По первому контракту он $60 тыс. отдал генералу Т.Есетову. По второму контракту в апреле 2012 года получил от С.Шереметьева $30 тыс.

Допрошенный в суде А.Школяренко спокойно поведал, что вопросы, связанные с заключением контрактов и выплат должностным лицам ПС КНБ РК 15% от суммы контракта, разрешались руководством «Укрспецэкспорт». Он выполнял поручения своего руководства и осуществлял посредническую функцию. Глубоко раскаивается и сожалеет о содеянном. А.Хрулев дал показания, аналогичные А.Школяренко.

В феврале 2013 года главная военная прокуратура РК проинформировала общественность, что начальник академии пограничной службы КНБ РК Талгат Есетов не имел отношения к ремонту военно-транспортного самолета Ан-72, разбившегося под Шымкентом. Пресс-релиз был опубликован после того, как в СМИ появилась версия о его причастности к катастрофе Ан-72. Напомним, что генерал-майор Т. Есетов застрелился 31 января в Алматы в своем служебном кабинете.

«Какого-либо отношения к капитальному ремонту самолета Ан-72, потерпевшего в декабре 2012 года крушение в Южно-Казахстанской области, Есетов Т.М. не имел», — подчеркивалось в сообщении.

Тем не менее, КНБ РК проверяло причастность Т.Есетова к получению взяток от представителей украинского предприятия.

По информации главной военной прокуратуры, причиной суицида Т.Есетова могли стать подозрения в должностных злоупотреблениях. «Причиной суицида по версии следствия является напряженное эмоциональное состояние, вызванное имевшимися подозрениями в должностных злоупотреблениях», — отмечается в сообщении.

Не верить словам осужденных о получении Т.Есетовым взяток у нас причин нет. Зато есть основания сомневаться в версии, предложенной главной военной прокуратурой. Но почему-то не хочется выяснять: каким человеком на самом деле был генерал Т.Есетов. Идеальных людей не бывает. Есть мнение, что генерал поступил как настоящий офицер и такое понятие как «офицерская честь» для него не было пустым звуком.

Как видится, забота об имидже и без того понесшей значительный урон пограничной службы – один из приоритетов главной военной прокуратуры. Не любят военные выносить сор из избы. Если говорить философским языком, то это явление называется дуализм. С одной стороны, надо выявлять коррупцию в рядах военных, а с другой – не запятнать бы мундир лишний раз. Однако главная задача военной прокуратуры все-таки выявление и пресечение преступлений.

Как справедливо заметил глава республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» Каирбек Сулейменов, борьбу с коррупцией надо начинать сверху.

«Результаты в противодействии коррупции не столь очевидны, как хотелось бы. Но это не значит, что надо ничего не делать, сложить лапки и наблюдать за этими негативными явлениями. Борьбой с коррупцией занимаются государственные органы, правоохранительные органы, я не буду их перечислять. Это их святая задача, и мы видим, что в последние годы наметился серьезный перенос центра тяжести на борьбу с крупными коррупционерами», — отметил он в ноябре 2013 года сразу после назначения на новую должность.

Мнение автора: только регулярные чистки в каждом ведомстве, начиная от министра и до рядового специалиста, и поощрение доносительства спасут страну от коррупции. Все государственные служащие должны быть под надзором, иначе нельзя. При этом не надо ставить невыполнимых задач по искоренению коррупции. Главная цель – минимизация самого явления. А, к примеру, недавние события в министерстве сельского хозяйства, думается, хотя бы на полгода поубавило желание брать взятки у многих.

Реальные же масштабы коррупции в силовых ведомствах дают простор для полета фантазии. Все те же вездесущие и умеющие налаживать контакты сотрудники «Укрспецэкспорта» успели «плодотворно» посотрудничать и с министерством обороны Казахстана.

В июле 2013 года в Алматы приговорили к 11 годам колонии строгого режима бывшего начальника главного управления вооружений ВС РК Алмаза Асенова. Дело 44-летнего генерал-майора также рассматривалось стремительно, немногим больше месяца, и детали судебного следствия общественностью были упущены из виду. В частности, информация о сумме взяток и о задержании генерала крайне любопытна.

Вкратце фабула дела такова: в министерстве обороны РК были выделены средства на заключение контрактов и договоров по капитальному ремонту 3 самолетов МиГ-29 и других услуг.

Согласно приговору специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Алматы от 23 июля 2013 года, 22 ноября 2011 года А.Асенов встретился с А.Школяренко и предложил помощь в согласовании и подписании контрактов на общую сумму $35 млн 139 тыс. и лоббирование интересов «Укрспецэкспорт». За содействие и покровительство А.Асенов поставил условие о передаче ему 3-5% от общей суммы контрактов.

9 декабря 2011 года между министерством обороны РК и «Укрспецэкспорт» заключены два контракта: на сумму $21 млн 969 тыс. на капитальный ремонт самолета МиГ-29 и 2 самолетов МиГ-29УБ на сумму $13 млн 170 тыс. Размер взятки, подлежащей передаче, превысил $1 млн или 3% от договоров за минусом 5% за обналичивание суммы.

11 января 2012 года А.Асенов в кафе The Windsor Louge гостиницы Ramada Plaza Astana получил первую часть взятки $250 тыс., а 4 мая 2012 года в баре The Irish Pub гостиницы Rixos – $260 тыс.

17 июля 2012 года А.Асенов в кафе The Windsor Louge получил от А.Школяренко $111 тыс.

А 25 января 2013 года А.Асенов встретился с А.Школяренко и А.Хрулевым и договорился о передаче взятки в размере $200 тыс. В тот день генерал на своей личной автомашине Toyota Land Cruiser 100 подъехал к Ramada Plaza Astana, где его ожидали А.Школяренко и А.Хрулев. Пакет с $200 тыс. А.Школяренко положил за спинку сиденья водителя. После чего они проехали в «Казбар» отметить событие.

В это время оперативные сотрудники уже наблюдали за всей троицей. Чтобы не вызвать подозрений и проверить авто на предмет наличия взятки, они прибегли к помощи патруля дорожной полиции. Полицейские остановили генерала, который находился в подпитии, поинтересовались содержимым белого полиэтиленового пакета. А.Асенов прямо ответил, что там лежат деньги. Полицейский оформил протокол административного правонарушения, после чего вместе с сотрудниками КНБ все поехали на штрафную стоянку.

На следующий день А.Школяренко и А.Хрулев были задержаны сотрудниками КНБ в аэропорту Астаны.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что экономия на собственной безопасности всегда ведет к плачевным результатам. Ясно, что одной из причин падения Ан-72 является и отсутствие надлежащего контроля в силовых ведомствах за такой сферой как государственные закупки. Понятно, что силовые ведомства в силу специфики работы – закрытые структуры. И выставлять напоказ некоторые процессы – вопросы национальной безопасности, оперативные мероприятия – никак нельзя. Но все это помимо усиления внутриведомственного контроля не отменяет гражданскую бдительность. Отсутствие общественного контроля – вот самая главная причина коррупции.

Правосознание граждан должно выйти на тот уровень, когда он должен задаться вопросами: откуда у полковника (вице-министра, акима, другого государственного служащего) средства на банкеты в пятизвездочных отелях? Почему он ездит на новенькой Toyota Land Cruiser 100? А давайте сопоставим его доходы и расходы? Что, квартира записана на маму? А есть объяснение, откуда у пенсионерки деньги?

Возможно, кому-то подобный образ мышления покажется чуждым, но все развитые западные страны именно так ведут борьбу с коррупцией. Если человек видит, что сосед купил машину за $100 тыс., а сам – на пособии по безработице, то немедленно последует сообщение в соответствующие органы. Если коллега покупает уютный загородный коттедж в 200 кв.м, то его товарищи делятся с полицейскими любопытной информацией.

Так видится, и наше общество скоро придет к подобному. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью свыше Т13,5 млн выплатило в 2013 году 150 гражданам Казахстана за содействие в борьбе с коррупцией.

Другие способы, в частности как неутомимое и громогласное взывание к совести граждан, не столь эффективны. Описанная в статье ситуация с полковником К.Жалбагаевым, который явился с повинной, в силу совпадения ряда обстоятельств – редчайшее исключение из правил.

Бауыржан Муканов

zakon.kz

————————————————————————————————

по теме:

26.12.2012. Шымкент: катастрофа пограничного самолета АН-72 [ДОПОЛНЕНО]

Реклама